Почему большинство людей не раскрывает свой потенциал?

Есть два состояния бытия: выживание и процветание. Чтобы выжить, нужно минимизировать недостатки, устранить риск смерти — удовлетворить наши базовые потребности в еде, жилье и общении. Процветание — совсем другое: это попытка выйти за пределы состояния существования не из страха, а из желания и стремления.

Бег чтобы не быть съеденным львом в саванне — это движение, вызванное страхом. Это то, что ваше тело приучено делать, потому что если бы это не произошло, ваши гены в конечном итоге вымерли бы. Точно так же, когда вы чувствуете голод или когда жаждете некоторого подобия безопасности, это ваше тело использует импульсы, чтобы сказать вам заботиться о себе. Люди в прошлом, которые либо игнорировали эти импульсы, либо неправильно функционировали под угрозой каким-либо другим образом, фактически вымерли. Это то, что движет эволюцией через естественный отбор — если у вас нет способности выживать в определённой среде, то ваш генетический код не доберётся до следующего поколения.

Это достаточно просто, и большинству не нужно говорить об этом сегодня. Нам также довольно повезло жить в современном мире: нам не нужно беспокоиться о том, чтобы стать едой льва. И хотя бедность и неблагоприятные условия жизни всё ещё распространены во многих местах, подавляющее большинство людей не просыпается, беспокоясь о том, доживут ли они до следующего дня. Но достаточно ли этого? Жить изо дня в день, просто зная, что ты выживешь, чтобы прожить ещё один день?

Ну, наряду с естественным отбором, эволюция также работает с помощью другого средства: полового отбора. В то время как естественный отбор — это конкуренция между различными видами за ресурсы и территорию для определения того, кто выживает, половой отбор — это конкуренция за ресурсы и территорию внутри вида для повышения индивидуальных репродуктивных возможностей. Для того чтобы эволюция работала, выживания недостаточно; мы также должны преуспевать, чтобы обеспечить и воспитать потомство. Игры за статус и богатство, которые мы наблюдаем повсюду, являются косвенным проявлением этого эволюционного давления. Именно поэтому люди покупают дорогую одежду, которая им не нужна, и сверкающие автомобили, на которых они не ездят — обе эти вещи указывают на их ценность как потенциальных партнёров, и именно эта ценность позволяет им успешно размножаться.

Всё это, конечно, намного сложнее, чем нарисованная здесь картина, но основная идея остаётся: у нас есть врождённая потребность удовлетворять требования выживания, да, но у нас есть и более глубокое желание сделать что-то из себя помимо этого, чтобы мы могли преуспевать в мире. И последнее — это то, что заставляет нас чувствовать, что мы реализуем свой потенциал, наше истинное «я». Для некоторых это может означать играть в те игры про статус и богатство, которые подразумевают зарабатывание какого-то благочестивого количества денег или восхождение на какую-то реальную или воображаемую иерархию, но для большинства людей это просто означает бросить вызов себе, чтобы быть тем, кем они могут и должны быть. Или как выразился великий психолог ХХ века Абрахам Маслоу: «Музыкант должен сочинять музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет быть в конечном счёте в мире с самим собой. Каким может быть человек, таким он и должен быть”.

Однако между этими состояниями выживания и преуспевания существует разрыв, который необходимо закрыть, прежде чем прожить жизнь в последнем. Процветание может быть построено только на конкретном эмоциональном фундаменте. В то время как современный мир изобилия всё больше снижает шансы нашей смерти от проблем, связанных с выживанием, он натолкнулся на другие различные проблемы. Из-за явной сложности современной среды, которая так отличается от той, для которой мы изначально эволюционировали, наша жизнь всё больше переходит от управления собой в физической сфере тела, обеспечивая его выживание, к эмоциональной форме сознания, обеспечивая его здравомыслие.

Каждый день нашими чувствами злоупотребляют тысячи искусственных огней, звуков и запахов в городах, где мы живём, и в местах, где работаем. Наши мультимедийные устройства наполняют нас большим количеством информации, которую мы могли бы надеяться усвоить и осмыслить в течение нескольких жизней; некоторые из них совершенно ложные, а ещё больше просто бесполезные. Даже наши нормы и взаимодействия в социальном мире затуманены большей неопределенностью, большим количеством вещей, которые нужно учитывать. Тот факт, что мы имеем всё больше и больше, сам по себе не плох; изобилие имеет свои назначения и преимущества. Проблема, однако, в том, что если вы не знаете, как управлять всем этим, что большинство из нас не научились делать, то ум тратит так много времени в конфликте с самим собой, что у него не остается никакой энергии, чтобы делать то, что он действительно хочет под тучами неопределенности, которые поднимаются на поверхность.

Когда Михай Чиксентмихайи в 1990-х годах взял интервью у 91 самого успешного человека в мире (включая 14 лауреатов Нобелевской премии), чтобы выяснить, есть ли между ними что-то общее, он отметил одну заметную вещь — все они невероятно комплексные люди. Что это значит? Это означает, что как индивиды они были одновременно дифференцированы и интегрированы. Они были дифференцированы, потому что они взяли на себя ответственность ориентироваться в изобилии мира и подвергать себя ему, делая их уникальным объединением различных вещей, которые они впитали и испытали; они были интегрированы, потому что они также проделали работу, чтобы придать смысл этого разнообразного поглощения в единое целое.

Другой способ сформулировать это — рассматривать дифференциацию как процесс обнаружения индивидуальных ценностей, а интеграцию как повествование/смысл, который приводит эти ценности в повседневные действия.

Есть много людей, которые интегрированы, но не дифференцированы, и их проблема в основном в том, что они на самом деле не выделали работу подвергнуть себя сложностям, окружающим их. Они были поглощены мировоззрениями своей семьи, или культуры, или политическими привязками, и они, по-видимому, счастливы существовать так. Для них легко игнорировать избыточный шум в современном мире, потому что они просто игнорируют его по умолчанию. Но в глубине души всё еще существует эмоциональный конфликт, потому что они знают, что они на самом деле не живут жизнью, истинной для тех, кем они являются, и какими они могли бы быть следуя тому, что их собственное тело пережило, живя в мире.

Есть люди, которые дифференцированы, но не интегрированы. Эти люди ощутили разные уголки мира, выбрали ценности, которые представляют их индивидуальность, но у них есть трудности сделать всё это связным. Повествовательная структура, объединяющая их жизнь, слаба, а смысл всего этого — хрупок. Здесь конфликт заключается не столько в том, что они не живут жизнью, которая верна тому, что они знают в глубине души, а в большей степени в том, что они не могут действовать на основе того, что они знают в своей повседневной жизни. Их засасывают отвлекающие факторы, пристрастия или что-то ещё, что мешает применить знания к действию. И ничему из этого не помогает тот факт, что этот сложный, изобильный мир так сильно в них нуждается. Многие люди из этой категории часто несут нерешённые проблемы из детства / подросткового возраста.

Люди часто оказываются в бутылочном горлышке, где они идентифицируют проблему поверхностного уровня как причину своей неспособности делать то, что они хотят. Иногда они обвиняют в этом компанию, в которой они работают, или отсутствие полномочий в их жизни. В других случаях они будут искать лучшие инструменты для повышения производительности или другой образ жизни. Иногда эти узкие места действительно сдерживают их, но обычно они являются лишь симптомами более глубоких и острых проблем, с которыми, по мнению нашего разума, мы ещё не готовы справиться, поэтому он временно использует ложную причину, чтобы конфликтовать с самим собой, ведя нас к неопределённости и нестабильности, которые со временем начинают играть с нашими способностями к осмыслению.

Вопрос, конечно, в том, что мы можем с этим поделать? И ответ, на мой взгляд, и простой, и разочаровывающий одновременно: развивать осознанность — что по сути ещё один способ сказать, что мы все должны стать нашими собственными психотерапевтами, ищущими собственный путь и наставляющими себя, когда это требуется. Хотя существует мир, наполненный внешними руководствами, истина заключается в том, что единственный человек, который может постоянно присматривать за нами, — это человек, которого мы видим в зеркале. Это единственный человек, который всегда наблюдает, и это единственный человек, который может предпринять более эффективные действия на основе немедленной обратной связи.

Одна из истинных несправедливостей в мире заключается в том, что разные люди рождаются с разными сильными и слабыми сторонами (не все такие же благоприятные, как другие), в разных средах (не все такие обогащающие, как другие) и управляются разными родителями, учителями, наставниками и друзьями (не все так эффективно, как другие). И это, естественно, означает, что некоторые люди получают преимущество в своём поиске к реализации, и так оно и есть.

Тем не менее, одной из главных справедливостей современного мира является демократизация информации (через интернет, библиотеки и т.д.). И если есть одна вещь, которая может компенсировать недостаток практически в любых косвенных условиях, это то, что все ответы уже есть и немедленно доступны, ожидая, что кто-то проявит инициативу, чтобы найти их, а затем наберётся смелости включить их в свою жизнь.

Люди делают всё возможное, чтобы развить осознанность. Некоторые занимаются медитацией, другие наблюдают за профессионалами, некоторые ищут поддержку у друзей и семьи. Всё это может быть эффективным. Но в своей основе осознанность — это наблюдение за своим эмоциональным опытом, а не бегство от него — чтобы увидеть его ясно и объективно, а иногда и болезненно, чтобы вы могли сначала принять его, а затем решить, что вы хотите с ним сделать. Как только выясняется основная проблема, мир информации может предоставить решение. И хотя это медленно создаёт благодатную почву для нашей способности преуспевать, это также непрерывный процесс, который заряжает себя на увеличение сложности.

Изобилие — это дар, но только если мы научимся использовать его потенциал. Сегодня самое большое неравенство связано не с ресурсами, а с теми, кто знает, как использовать инструменты современного мира, чтобы регулировать и улучшать свою собственную эмоциональную реальность, и теми, кто этого не делает. И эта разница главным образом коренится в одном: брать на себя ответственность.

Перевод статьи Зата Раны на medium.com.

Рейтинг материала:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: