В последнее время термин «метавселенная» встречается всё чаще и чаще. Компания Facebook* была переименована в Meta*, объявив метавселенную будущим интернета, а Epic Games, разработавшая одну из самых популярных онлайн-игр Fortnite, привлекла 1 млрд долларов на развитие метавселенной.
- Краткая история возникновения метавселенной
- Что такое метавселенная?
- Особенности метавселенной
- Крупные метавселенные
- Meta (Facebook)
- Microsoft
- Fortnite
- Decentraland
- Применение метавселенных
- Общение без границ
- Организация рабочего процесса
- Безопасность во время эпидемий
- Дистанционное образование
- Игры, развлечения
- Как попасть в метавселенную
- Как зарабатывать в метавселенной
- Реклама
- Цифровые земельные участки и дома
- Продажа реальных товаров
- Разработка приложений
- Заключение
Краткая история возникновения метавселенной
Термин «метавселенная» был придуман писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в 1992 году. В романе «Лавина» Стивенсон представил этот термин в виде следующей стадии развития интернета. По Стивенсону, метавселенная — это не что иное, как цифровой мир, в который входит физическая, дополненная и виртуальная реальность.
Подключаясь к этому миру, человек может делать всё то, что он делает в реальности: он может искать информацию, общаться, посещать магазины, работать. При этом человек уходит от реального мира, и живет в виртуальном. Человек, подключившись к цифровому миру, может прожить несколько жизней, при этом смерть не означает ту смерть, которая ожидает каждого человека в реальном мире. Метавселенаня лишена культурных, социальных, экономических и политических проблем.
Известными примерами метавселенной в кинематографе являются фильмы «Матрица» и «Первому игроку приготовиться».
Что такое метавселенная?
Метавселенная – это не что иное, как цифровое пространство, в которое входит, как реальный, так и виртуальный мир. Её появление привело к тому, что появилось множество интерпретаций на предмет того, как может выглядеть метавселенная, а также ведутся споры на тему существования метавселенной уже в наши дни.
Метавселенная представлена виртуальным миром, жизнь в котором сравнима с жизнью в реальном мире, при этом виртуальный мир обладает несколько большими возможностями, что можно увидеть в той же «Матрица».
Посетители виртуальной реальности для своего взаимодействия опираются на более сложные механизмы, принимая виртуальный облик, а также играя в игры, проживают псевдоанонимную жизнь. Зачастую, в доказательство существования в наше время метавселенной, указывают на тот факт, что уже существуют цифровые товары, которые принадлежат пользователям. Кроме этого, эти товары обладают классическими для реального мира характеристиками.
Особенности метавселенной
Появление Интернета послужило причиной появления прообраза Матрицы реального мира, как некой проекции виртуального мира. Различные посетители всемирной паутины, а также те, кто напрямую связаны с технологиями цифрового пространства, строят фантастические планы по созданию метавселенной. В 2021 году мир узнал о том, что Марк Цукерберг начал работы по претворению в жизнь идеи «трехмерного интернета», которая направлена на то, чтобы кардинально изменить общее представление о взаимодействии с виртуальной реальностью. Человек, по представлению автора, должен не только потреблять информацию, но и быть частью этой информации.
Идеолог современности по представлению метавселенной, вместе с венчурным инвестором, выделили ее семь основных признаков:
- Метавселенная не имеет границ, и ее невозможно остановить, стереть или ограничить.
- Её функционирование не должно зависеть от внешних воздействий, а все события внутри нее отражают реальное время.
- Безгранично число тех, кто решил поселиться в пределах метавселенной.
- Метавселенная допускает использование элементов реального мира. Например, можно использовать свой ноутбук для работы в виртуальном пространстве.
- Метавселенная имеет свою экономику, так как человек может работать и получать за свою работу деньги, а также может иметь и распоряжаться своим имуществом.
- Вся информация совмещена независимо от типа применяемой платформы.
- Виртуальный мир наполнен различным контентом, который создан его пользователями, причем как отдельными пользователями, так и всевозможными организациями.
Крупные метавселенные
Meta (Facebook)
На протяжении ближайших 5 лет может появиться метавселенная на базе соцсетей и VR-проектов от Facebook, что связано с информацией, обнародованной Марком Цукербергом в июле 2021 года. Глава Facebook планирует создать полноценный виртуальный мир, в котором человек мог бы работать, развлекаться, а также общаться, при этом пользователи смогут ощущать свое присутствие в виртуальном мире на физическом уровне. Марк Цукерберг уверен, что работа метавселеной будет связана с функционированием VR-гарнитуры, с функционированием мобильных устройств, а также с работой игровых консолей.
Совсем недавно появилось современное приложение от Facebook, которое направлено на работу со шлемом виртуальной реальности.
Для всех, кто работает удаленно разработано виртуальное пространство Horizon Workrooms. Подключиться к этому виртуальному пространству можно, даже если нет VR-очков или шлема, достаточно иметь персональный компьютер. Рано говорить о том, что Horizon Workrooms представляет, хотя и примитивную, но метавселенную. Несмотря на это, можно говорить о том, что осуществляется процесс тестирования данной технологии: работа приложения характеризуется набором более продвинутых функций, таких как отслеживание кинематики рук, стримминг видео с удаленного объекта, пространственное аудио, при этом работа может синхронизироваться с различными календарями. Технологии позволяют отслеживать даже мимику человеческого лица, не говоря уже о трекере глаз, лица и частей тела.
Infinite Office также является программным продуктом Facebook, который предназначен для работы удаленно, но с применением очков виртуальной реальности. К сожалению, на что-то более масштабное эта компания еще не решилась, хотя не так давно она совместно с Ray-Ban создала умные очки. Изначально они предназначались для распознавания лиц, но затем от этой идеи отказались, так как подобная технология способна стать инструментом для нарушения границ частной жизни.
Meta в 2022 году планирует удивить человечество новыми наушниками, которые должны виртуально дополнить нашу реальность.
Технологии позволяют интегрировать современную реальность в физическую сущность, на основе цифровых технологий. Например, гарнитура может научиться распознавать мимику, а также психологию человека, определяя направление взгляда. Это позволяет формировать дополненную реальность перед глазами человека.
Microsoft
Управляющий Microsoft на одной из конференций заявил, что его компания начала работы по созданию «корпоративной метавселенной», на основе облачных технологий. Частью этой технологии должна была стать платформа Microsoft Mesh, направленная на функционирование в смешанной реальности.
Microsoft Mesh направлена на то, чтобы работать в виртуальном пространстве, учитывая особенности реального пространства. На основе этой платформы человек может общаться с другими людьми, взаимодействовать, а также работать с людьми, применяя виртуальные 3D-модели, и находясь на значительном удалении друг от друга.
Эта платформа работает на основе VR-гарнитуры, на основе смартфонов, персональных компьютеров и AR-гарнитуры.
Fortnite
Fortnite — это не просто игра или интерактивное развлечение, по словам компании, а метавселенная с набором социальных функций. В апреле 2021 года разработчикам из Epic Games удалось привлечь 1 млрд. долларов инвестиций, чтобы «поддержать долгосрочное видение метавселенной».
Эта игра превратилась в культурный феномен, а также стала площадкой, на которой можно пообщаться с друзьями, не обращаясь к социальным сетям. Некоторые бренды используют эту игру для претворения в жизнь своих проектов:
- Рэпер Трэвис Скотт использовал эту игру в апреле 2020 года, чтобы провести свой концерт. В этот момент к виртуальной сети было подключено около 12 млн. пользователей, которые смогли послушать этот концерт. За 12 минут своего цифрового выступления рэперу удалось заработать 20 млн. долларов.
- На этой площадке в декабре 2019 года были показаны отрывки из девятого эпизода популярного фантастического фильма «Звездные войны», а также взято интервью у режиссера этого фильма, о чем было отмечено в фильме.
- С помощью Epic Games на данной площадке можно организовать события, ограниченные временными интервалами, но неразрывно связанные с реальностью. Игровые технологии позволяют игровое пространство трансформировать в виртуальный мир, внутри игровые объекты, а также их стиль при этом соседствуют с популярными брендами типа Nike, Marvel, Sony и т.д. Другими словами, эта площадка стала пересечением различных миров, когда различные персонажи общаются между собой, независимо от происхождения их формы.
- Игроки могут не только играть, но и создавать свои собственные творческие навыки, монетизировав их. Игроки могут создавать костюмы, игровые объекты и их комбинации, а также целые миры. Режим площадки настолько творческий, что игроки могут загружать свои уникальные разработки, а также пользоваться разработками других игроков.
Epic Games считает, что задача компании состоит в создании метавселенной, где любые ее представления могут сосуществовать на одной платформе, реагируя на различные события.
Для реализации проекта по созданию системы Unreal Engine, которая входит в основной проект метавселенной, компания привлекла один млрд. долларов.
Decentraland
Decentraland — ещё одна платформа виртуальной реальности, которая может послужить примером того, как может работать метавселенная с использованием блокчейна. В эту игру включено 90601 земельный участок, которые пользователи покупают, оказавшись в условиях виртуальной вселенной. Игра доступна, как с персональных компьютеров, так и с мобильных устройств. Платформа обладает набором множества функций, поэтому пользователи могут не только приобретать земельные наделы, но и взаимодействовать с другими пользователями, получая доступ к различным социальным мероприятиям, которые создаются самими пользователями. Decentraland представляет один из экспериментов, где блокчейн применяется в виде инструмента, обеспечивающего функционирование метавселенной. В данном случае геймифицирована социальная составляющая с истинными правами на собственность.
Цифровые землевладельцы, «обитающие» на данной платформе могут организовать всевозможные мероприятия в виртуальном мире, вроде проведения концертов или розыгрышей лотереи и т.д., учитывая ранее накопленный опыт функционирования ранней версии метавселенной Second Life, а также известной для многих VR-игры VRChat. В отличие от ранней версии, которая была построена на индивидуальных мероприятиях, современная версия рассчитана на более глобальный фактор. В этой версии каждый пользователь может продавать индивидуальные участки любым «жителям» метавселенной, что существенно расширяет возможности платформы. Это позволяет увеличивать доходы «жителей», а сам механизм имеет сходство с механизмом покупок в реальной жизни, но в виртуальном пространстве. Так как платформа не может работать без блокчейна, так или иначе она стала одним из кирпичиков другой, более мощной метавселенной, так как имеет связи со всеми приложениями, работающими на платформе Ethereum, в том числе взаимодействуя с кредитной платформой Aave.
Применение метавселенных
Общение без границ
Работа подобных платформ позволяет обеспечить общение друг с другом независимо от расстояния, как с новыми знакомыми, так и со своими родственниками. Особенно это важно, если возможность частых встреч отсутствует.
Такой подход позволяет кардинально изменить фактор общения, а также фактор реальности.
Организация рабочего процесса
На фоне изменения фактора общения, изменяются многие процессы, в том числе и организация рабочего места. Скорее всего, что с появлением единого виртуального пространства, компаниям больше не понадобится оформление отдельных офисов для своих работников, с организацией рабочих мест и зон отдыха.
Большая доля рабочих процессов окажется в виртуальном пространстве, тем более, что видео формат современных совещаний окажется в прошлом, поскольку потребуется лишь цифровое присутствие пользователей в виртуальном мире. Единое пространство позволяет организовать большую доступность к продукту, а также его наглядность.
Безопасность во время эпидемий
Проблемы современного мира, особенно в период пандемии и быстро мутирующего вируса обнажили ряд проблем, закрыв человека в четырех стенах, что послужило поводом для организации цифрового формата работы. Многие работают в удаленном формате, а для организации работы требуется сбор сотрудников лишь один раз в неделю.
Пандемия, характеризующаяся высокой опасностью для человека, поставила человека в условия, когда особого выбора-то и нет, как посредством Интернета взаимодействовать не только с клиентами, но и с работодателями.
Поскольку многие мировые авторитеты довольно осторожно высказываются о проблеме локдауна, особенно в той части, которая касается его продолжительности. Поэтому Meta играет очень важную роль в период всемирной пандемии, позволяя нам с вами чувствовать себя более свободно.
Дистанционное образование
Благодаря такому понятию, как виртуальная реальность, у человека появилась возможность получить образование, не выходя из дома. Заплатив за обучение, а затем, сдав экзамены, можно поступить в ВУЗ, став студентом, после чего можно присутствовать на занятиях, и опять же, не физически, а в цифровом образе.
Дистанционное образование в наше время считается прототипом выше описанного формата образования, хотя практиковаться все же приходится в реальном времени. Хотя и сложно, но можно представить, как студенты медицинских ВУЗов сначала практикуются в виртуальном пространстве, а затем переходят на операции в реальном пространстве на живом человеческом организме.
Посетив метавселенную, можно получить доступ к любому специалисту, чтобы получить консультацию или организовать осмотр, если такой специалист является «обитателем» виртуального мира. Это позволит человеку не выходить лишний раз на улицу, посещать физически различные заведения, простаивая в очереди и тратя средства на транспорт. На этом преимущества виртуальной вселенной не заканчиваются.
Игры, развлечения
Игры — один из самых простых, доступных и популярных вариантов применения метавселенной. В таких проектах, как Fortnite, Axie Infinity, Sandbox, Illuvium, Decentraland можно не только развлечься, но и познакомиться с новыми людьми и заработать реальные деньги.
Метавселенная поднимает развлечения на новый уровень, позволяя ходить в кино, театры, на концерты с аватарами тысяч других людей, общаться и вместе наблюдать за любимыми артистами.
Как попасть в метавселенную
Самый простой способ войти в метавселенную сегодня предлагают игры и приложения для шлемов виртуальной реальности. Для того, чтобы в живую понять, что такое метавселенная, достаточно иметь доступ в интернет, а также очки виртуальной, дополненной или смешанной реальности.
Обеспечат чувство виртуальной реальности такие платформы:
На самом деле, этот список можно продолжить, так как любой симулятор реального мира можно считать частью метавселенной.
Как зарабатывать в метавселенной
В наше время многие бизнесмены перевели свой бизнес «в облака», поэтому в виртуальном пространстве находятся немалые денежные средства. Следует понимать, что понятие метавселенной не связано с простым переносом реального мира в виртуальное пространство. Привычная для нас валюта просто не сможет обрести электронный облик, поскольку виртуальный мир должен иметь свою валюту, вроде криптовалюты.
Экономика виртуального мира может приобрести облик физического формата, так как в цифровую форму можно перевести большую часть современного бизнеса, кроме узконаправленных специальностей. Следует ожидать в ближайшее время появления нового вида заработка внутри цифрового пространства.
Реклама
Виртуальное пространство уже в наше время позволяет получать доходы, например, за счёт размещения рекламы на той же площадке Fortnite, так как она позволяет совместить процессы, происходящие, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В данном случае у рекламодателей имеются все инструменты для того, чтобы получить виртуальную площадку для продвижения своих товаров и услуг. Наличие творческого режима позволяет создавать сюжеты с безграничными возможностями.
Если говорить о технологии блокчейна, то защита прав на цифровое имущество, виртуальную недвижимость и земельные участки, обеспечиваются за счёт NFT.
Цифровые земельные участки и дома
Следует отметить отдельно, что в метавселенной уже работает экономика, так как один из инвесторов осуществил покупку недвижимости в виртуальном пространстве на сумму 4,28 млн долларов. На самом деле, таких случаев уже несколько. В наше время, стоимость виртуальных построек уже приближается к стоимости домов в реальном мире. Наиболее активным застройщиком метавселенной в наши дни считается девелоперская компания Republic Realm, которая приобрела в проекте The Sandbox крупнейший земельный участок, после чего приступила к его активной застройке. По словам компании, спрос на недвижимость здесь высочайший, при этом она продаёт островные территории по стоимости 300 тысяч долларов. В дальнейшем эту недвижимость можно перепродать по более выгодным ценам.
В метавселенных покупаются и продаются не только земельные участки, но и яхты, автодома и многое другое.
Продажа реальных товаров
Технологии метавселенной позволят сервисам доставки продуктов создать цифровые супермаркеты, в которых покупатели смогут детально рассмотреть и даже «потрогать» продукты, сложить их в тележку и оплатить на кассе. Параллельно их заказ будет собираться в магазине в физической реальности.
Разработка приложений
Ещё одно направление — разработка программ и приложений для метавселенных. Программисты смогут зарабатывать за их использование людьми.
Заключение
На самом деле, предугадать направление развития IT-технологий, а также развитие Интернета, не так просто, поэтому не так просто предположить, какой на самом деле окажется метавселенная.
Никто не смог предположить, что в ближайшее время появится крипто-валюта, Tik-Tok, а также Twitch, хотя аналитики говорили о появлении онлайн-игр и цифровых транзакций.
Последние события говорят о том, что понятие метавселенной переходит из фактора фантастики, в фактор реальности, хотя она находится на этапе начала революционных изменений сознания
всего человечества.
*Facebook принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией.